На столе в лаборатории УралДорНИИ Дмитрия РОЗЕНБАУМА — три внешне ничем не отличимые колбы. Но это иллюзия, что они одинаковые. В той, что под номером 1 — хлорид натрия. В колбе № 3 — реагент «Антилёд-25», который используется для посыпки входных групп жилых домов и офисов и свободно продаётся в специализированных магазинах. А вот во второй колбе — тот самый знаменитый «Бионорд», которым по зиме уже на протяжении десяти лет обрабатываются дороги Екатеринбурга.
Некоторые активисты-общественники пеняют «Бионорду»: мол, от него вся грязь на дорогах. Эксперимент, организованный в среду сотрудниками УралДорНИИ, доказал, однако, обратное: реагент в загрязнении улично-дорожной сети Екатеринбурга невиновен. А песчано-соляные смеси, которые действительно оставляют после себя немало грязи, муниципалитет для очистки УДС не использует уже много лет. Об этом напомнил заместитель председателя комитета благоустройства администрации Екатеринбурга Виктор ЮРОВИЦКИЙ.
Инженер-лаборант УралДорНИИ Дмитрий РОЗЕНБАУМ держит в руках колбу с раствором «Бионорда», который только что в прямом смысле слова прошёл огонь, воду и медные трубы. Сначала его поместили в нагретую до кипения дистиллированную воду, затем при помощи магнитного смесителя в течение 5 минут превратили в суспензию, после чего поставили на стол остывать и отстаиваться. В общем, никто и не сомневался: реагент растворится фактически полностью, в отличие от своих химических собратьев — «Антильда-25» и технической соли, давших в ходе реакции довольно густой осадок.
Известный медицинский афоризм гласит: лекарство один орган лечит, другой — калечит. Если сравнить любую противогололёдную смесь (ПГС) с лекарством, то всё становится на свои места: ПГС «лечит» асфальт от наледи, но при этом вносит изменения в его молекулярную структуру. И чем грубее реагент, тем эти изменения серьёзнее. Хлорид натрия, к примеру, один из самых агрессивных препаратов, а «Бионорд», наоборот, — самый щадящий в этом смысле. Но тут многое и от самого покрытия зависит: стандартный битум, например, под воздействием хлорида натрия очень быстро «стареет». А вот ПБВ-90 (полимерно-битумный вяжущий дорожный материал) куда более стоек перед химическим воздействием, не говоря уже о мастично-щебёночной смеси ЩЕМА.
По словам директора «УралДорНИИ» Александра ДЕДЮХИНА, выяснить это помогли испытания, в ходе которых каждый из образцов дорожного покрытия обрабатывали той или иной ПГС, затем помещали на 15 суток в герметичную ёмкость и уже после этого проверяли на прочность на динамическом симуляторе. Свыше 70% дорог Екатеринбурга покрыто как раз ПБВ-90, так что использование на них в зимний период «Бионорда» точно не сможет принести покрытию ощутимого вреда. Но откуда же тогда на дорогах образуется грязь?
— Причина не в порошках, а в нас самих, — уверен Виктор ЮРОВИЦКИЙ, — Согласно данным центра мониторинга в нашем городе за год передвижные источники загрязнения — прежде всего личные автомобили — выбрасывают в воздух 194,5 тысячи тонн сухого остатка, а стационарные источники вроде котельных — ещё 24,5 тысячи тонн. В итоге на один квадратный метр заселённой территории приходится примерно 450 граммов грязи. В том числе и с колёс наших автомобилей. Именно поэтому администрация Екатеринбурга ведёт работу по минимизации въезда личного транспорта в центр города, созданию парковочного пространства и оптимизации маршрутной сети общественного транспорта. Кроме того, недавно администрация города вместе с Екатеринбургской городской Думой создали рабочую группу по определению этимологии и состава уличной грязи. Аналогичную работу ведёт и Институт экологии УрО РАН. Что касается «Бионорда», то его санитарно-гигиеническая безопасность подтверждена соответствующим сертификатом. На эту зиму город закупил 3 000 тонн этого реагента.